Устное народное творчество.
NN. Материалы в помощь учителю Литература 5 класс
1. Проверка ДЗ
2. Давайте поиграем в угадайку, вы должны определить, для чего создается данное произведение, к какому жанру оно относится.
Серый зайка вырвал травку, положил её на лавку,
Кто травку возьмет, тот и вон пойдет. ( считалка ).

От топота копыт пыль по полю летит. ( скороговорка )

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет, кто это? ( загадка )

Худой мир лучше доброй ссоры. ( пословица )

В некотором царстве, в некотором государстве … ( сказка )

- Миша, ты где?
- Я здесь.
- Ну так иди сюда.
- Не могу!
- Почему?
- Медведя поймал!
- Ну так веди его сюда.
- Не идет!
- Так сам иди!
- Так он меня не пускает! Помоги!
- Хорошо, я сейчас.
- Спасибо за помощь, вы все узнали этот жанр устного народного творчества.
(побасенка)


Только что вы без труда определили жанры УНТ. А что же такое жанр?
Жанр - это форма литературы, требует от писателя соблюдения особых правил.
Жанры УНТ: считалка, скороговорка, загадка, пословица, сказка, поговорка, легенда, быличка, былина, частушка, анекдот, песня и др.
Почему нигде не указан автор? Почему автор не назван? Все произведения имеют авторов, но мы их не знаем. Это произведения устного народного творчества. Перед нами народное искусство. Искусство русского народа.
Устное народное творчество - фольклор.
Почему такие произведения называются народными? (сочинил народ)
Все вместе? Нет. Один сочинил, потом рассказал другому, потом третьему. Так это произведение и дошло до нашего времени, а вот самого первого автора теперь никто не помнит. Народное - коллективное.
Но почему творчество устное? Передается из уст в уста, не записываются.
УНТ возникло, когда еще не были придуманы буквы, не было письменности, а когда письменность появилась , никто серьезно к устному народному творчеству не относился , не записывал их. Когда появилась письменность, возникла литература ( от латинского "литера" - буква )
А что может произойти с текстом, который передается устно? Что иногда бывает, когда вы учите наизусть или пересказываете текст? (изменения, свои вариации) Следовательно, каждый новый человек - это не просто исполнитель, а соавтор. Но такое может происходить только с текстами УНТ, авторские произведения менять нельзя.
УНТ возникло в глубокой древности, когда люди не только не умели писать, но и понимали многое иначе, не так, как мы сейчас понимаем. УНТ - хранилище народной мудрости.
Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки. При всей фантастичности многих сюжетов русский фольклор глубоко реалистичен (типические черты воина, крестьянина, русского характера и пр.).
Произведения устного народного творчества, созданные в расчете на устное произнесение, помогают воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной. Вместе с тем пословицы и поговорки демонстрируют сжатость и мудрость народной речи, что также полезно учесть при изучении этого раздела. Устное народное творчество — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания.

Остановимся подробнее на некоторых жанрах УНТ.

Загадки. Зачем создавались загадки? Какая задача у них была? (игра, развлечение, тренировка ума, учит сообразительности).
Само название произошло от слова гадати - думать, рассуждать. Гадание выяснение чего-то скрытого.
Загадки возникли давным-давно, когда люди хотели скрыть слова и намерения от зверей и деревьев, ведь они думали, что те понимают человеческий язык. Говорили загадочной речью, тайным языком. Когда человек стал мудрее, обманные названия стали не нужны, они забылись, но загадка осталась. Ею испытывали человеческую смекалку.

Проверим вашу смекалку и сообразительность.

Отгадайте загадки.


В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный
мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч ее долой?
(Лес)
В лесу у пня
Суетня, беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит -
Будет плохо.
(Оса)
Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает:
"Мошки!
Отдохните, крошки!"
(Паук)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над
цветком -
Он поделится медком.
(Пчела)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!
(Ноябрь)
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья.
(Осень)
Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет,
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой...
(Портфель)
(В. Берестов)
- Учитель у меня
В портфеле!
- Кто? Быть не может!
Неужели?
- Взгляни, пожалуйста, он тут,
(Учебником)
его зовут.
(В. Берестов)
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(Четыре)
Если Грушам дать по груше,
То одна в избытке груша,
Если дать по паре груш,
То не хватит пары груш.
Сколько Груш и сколько груш?
(3 Груши, 4 груши.)
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(15)
Я, Сережа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока -
Запасных два игрока.
А когда подучатся -
Сколько нас получится?
(6)
Задали детям
В школе урок:
Прыгало в поле
40 сорок,
10 взлетели,
Сели на ели.
Сколько осталось
В поле сорок?
(30)
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей - четырех карасей,
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
(19)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал:
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди :
Сколько мишек впереди?
(5)
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
(3)

Всем я пищу поставляю и от яда защищаю. Сетевой фильтр(пилот)
Назовите слово, в котором 40 гласных. Сорока (сорок "А").
Чем кончаются день и ночь? Мягким знаком.
Что это такое: синий, большой, с усами и полностью набит зайцами?
Троллейбус.
Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?
Желток не может быть белым.
Что это такое: в небе есть, в земле нет; у бабы - две, у мужика - ни одной?
Буква "Б".
Какое слово начинается с трех букв "Г" и заканчивается тремя буквами "Я"?
"Тригонометрия".
Стоит черное, на трех ногах?
Нет, это не три одноногих негра, а всего лишь рояль :-)
Один глаз, один рог, но не носорог?
Корова из-за угла выглядывает :-)
Что стоит посреди Земли?
Буква "Л".
Москву заводили, во что первый гвоздь колотили?
В шляпку.
Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов или у рыбей нет зубей?
У рыб есть зубы.
Три загадки прислала Татьяна из г.Бишкека (Кыргызстан):
Почему поп шляпу покупает?
Потому что даром не дают.
От чего утка плавает?
От берега.
Шел охотник мимо башни с часами. Достал ружье и выстрелил. Куда он попал?
В милицию.
Чем отличается вода от близнецов?
Вода - Н2О, а близнецы - О, аж два!
(Новая) Маленький, серенький, на слона похож?
Слоник.


Разберем, как устроена загадка.
В загадке перечислены разные признаки.
1) Придумать про кого будет загадка
2) Выделить признаки, какой он
3) Что делает этот предмет
4) Сравнения можно использовать
5) Можно по противоположным признакам описывать.

ДЗ: вопросы 1, 4 на стр. 9;
Попробуйте сочинить загадку.

Hosted by uCoz