Мифы народов мира. Мифы о сотворении мира.
NN. Материалы в помощь учителю Литература 5 класс
1. Проверка ДЗ. Викторина по любимым произведениям.
Вопрос 3.
2. Рассказ учителя о мифах народов мира.
Неужели же справедливо, что некоторые во всех подробностях изучают египетских, греческих, римских богов, а своих не знают даже, как их звать? Нередко слышишь: а для чего? На что нам Перун и Сварог, Водяные и Лешие, когда вокруг компьютеры и космические корабли? Поставим вопрос по-другому: в чем основное достоинство хорошего современного компьютера? Это - бездонная память, наполненная информацией, плюс способность с нею управляться. Компьютер прекрасно помнит, над чем трудился его электронный разум и вчера, и позавчера. Годится ли человечеству быть глупее машин и не помнить, откуда оно родом?
Кроме того, в эпоху, когда складывались мифы, люди умели думать нисколько не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои познания на другом языке - на языке мифа. Вот один пример. Много столетий живет на севере Европы, в тундрах Кольского полуострова, такой народ - саамы, до сих пор являющиеся язычниками. "Земля - живое существо, - говорили саамы. - Деревья и травы - ее волосы. Зеленый дерн, тундровые мхи - ее кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить...". Дикое суеверие, - отмахнулись наши современники, учившие высшую математику в институтах. И приехали в тундру на вездеходах и тракторах. А теперь мы хватаемся за голову: оказывается, северная природа очень ранима. Там, где один раз прошел вездеход, вскоре возникает страшный овраг - незаживающая рана Земли... Между тем саамы знали это всегда. И в просторах северной тундры от века уживались друг с другом Земля, олени и человек. И что с того, если закон этой жизни был записан не на языке формул, а на языке мифа?
Есть такая хорошая поговорка: "кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки"...

Что же такое МИФ? Миф - это предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлений природы.
Совокупность мифов, созданных народами мира, - это мифология. Так же названа и наука, изучающая мифы.

Чтение статьи в хрестоматии.

Как представляли себе свой мир славяне-язычники? Ученые историки пишут, что он казался им похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних народов существуют даже сказания о том, как это яйцо было снесено "космической" птицей. У славян же сохранились отзвуки легенд о Великой Матери - родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Ученые историки полагают, что имя Великой Матери было Жива (или западнославянское - Живана). Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть "желтка" - наш живой мир, мир людей. Нижняя, "исподняя" сторона - Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей.
Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять разных небес (девять - трижды три - священное число у самых разных народов; но это уже тема для отдельного разговора). Вот почему мы до сих пор говорим не только "небо", но и "небеса". Быть может, нелишне припомнить здесь тропосферу, стратосферу и иные слои, на которые делят ученые воздушный покров нашей планеты? Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно - для Солнца и звезд, другое - для Месяца, еще одно - для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали "твердью", прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: "разверзлись хляби небесные!" Чему мы обязаны этим присловьем? Библейской легенде о Потопе, языческим верованиям или тому и другому? Так или иначе, "хлябь", "хляби" - это водный простор, морская бездна. Мы все еще многое помним, только подчас не знаем, откуда эта память и к чему она относится.
Мифологическая система славян язычников рассказывала, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас, например, в сказках о чудесном горохе, выросшем до самой Луны. По мысли древних славян, Мировое Древо всего больше похоже на громадный раскидистый дуб.
Однако на этом дубе зреют не одни желуди, но также семена всех других деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в "хлябях небесных" есть остров, и на том острове живут прародители всех птиц и зверей: "старший" олень, "старший" волк и так далее. Их называли еще "старыми": в прежние времена слово "старый" совсем не обязательно означало "дряхлый" и "преклонный годами", как ныне; основным его смыслом было "крепкий", "зрелый", "матерый". В былинах постоянно встречается выражение: "старый казак Илья Муромец". Имеется в виду его телесная мощь, а вовсе не старость, как может подуматься.
Считалось также, что на "небесный остров" улетают осенью и перелетные птицы. Туда же возносятся и души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед "старшими" - рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда "старшие" скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился - не оберется беды...
Язычники отнюдь не считали себя "царями" природы, которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека. Вот бы и многим нашим современникам подобную мудрость.
Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того - супружеской парой, чья любовь и породила все живое на свете: это Мать Земля и Отец Небо. Бога Неба, отца всего сущего, называют Сварогом. Это имя восходит к незапамятно древнему (санскритскому) слову, означающему "небо", а также "нечто сияющее, блестящее". Ученые отмечают, что другое имя Неба было Стрибог - в переводе на современный язык, как считают некоторые исследователи, означает "Отец-Бог". Недаром дядю по отцу на Руси называли "стрый".
Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, по мысли славян, - и это вполне созвучно современным представлениям: на Земле царил каменный век, люди пользовались палицами и камнями. К тому же Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине - одного мужа.
Землю мы до сих пор называем Матерью. Только вот мы далеко не всегда обращаемся с ней, как положено почтительным детям. Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. В одной из былин героя предостерегают, чтобы не вздумал сражаться с таким-то богатырем. Этот богатырь непобедим, а почему? - "Его Земля-Матушка любит"... Десятого мая справлялись "именины Земли" ("день Лады" и "день Лели"), в этот день ее нельзя было беспокоить - пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом ее касались ладонью...

Давайте познакомимся с мифом о сотворении Земли. ( в учебнике стр. 7 )
Подвиги Перуна.
Перун попросил 6лагословения у Лады-матушки и отправился в Темное царство к Скиперу-зверю. Непросто попасть в Темное царство, ибо на пути стоят заставы.
Подъехал Перун к первой заставе. Путь ему преградили дремучие непролазные леса - там коренье с кореньем свивались и сплетались колючка с колючкою.
Но Перун пригрозил, что разломает леса в мелкие щепки, потому леса расступились. Тогда путь Перуну преградили быстрые реки - там волна с волною сходились, с берегов крутых камни сыпались. Не пройти, не проехать Перуну!
Но Перун приказал рекам расступиться - и они расступились.
Затем Перун наехал на толкучие горы. Горам Перун приказал расшатнуться. И горы расшатнулись.
И тогда путь Перуну преградила Магур - птица Индры. Она сидела на двенадцати сырых дубах, а в когтях держала Чудо-юдо рыбу-кита. Она рычала по-звериному, свистела по-змеиному - все травы-муравы уплетались, лазоревы цветочки осыпались, а темные леса к земле приклонялись.
Однако Перун не испугался птицу Магур, он снял с плеча лук, пустил стрелу и прострелил птице правое крыло. Тотчас птица выпала из гнезда и убралась с дороги Перуна.
Поехал Перун дальше и наехал на чудовищных змей. Те змеи палили Перуна огнем, из ушей у них валил столбом дым. И пасли тех змей три пастыря - то были три сестры Перуна: Жива, Марена и Леля. Их похитил триста лет назад Скипер- зверь и превратил в чудовищ: бела кожа у них как елова, кора, на них волос растет как ковыль трава.
Перун приказал сестрам идти к Рипейским горам и окунуться в молочную реку, в сметанное озеро, дабы очиститься от скверны.
А сам направился ко дворцу Скипера. Наехал Перун на палаты Скипера: стены палат из костей людских, вкруг палат стоит с черепами тын. Скипер встретил его надменной речью:
- Я всей Подвселенной царь! Как дойду до столба я небесного, ухвачу колечко булатное, поверну всю Землю на синее Небо и смешаю земных я с небесными!
Но Перун не страшился Скипера-зверя, наехал на него и стал колоть копьем. Очень изумился Скипер-зверь, выпучил на Перуна свои глазищи:
- Это что за чудо-чудное? Ты витязь или небесный бог? Мне смерть на роду писана только от Перуна Сварожича, да тот Перун - во Земле Сырой.
А Перун ответил ему:
- Я и есть твоя смерть скоропостижная! Стали сражаться Перун и Скипер-зверь. И одолел Перун и поднял он высоко Сипера-зверя, а потом уронил на Матушку Землю.
Земля расступилась и поглотила Скипера. И тогда Перун завалил то ущелье Кавказскими горами
Даждьбог.
Бог грозы Перун проезжал по берегу Дона. А на другом его берегу Девы-русалки водили хоровод. Одна ру- салка - Рось, дочь Дона и Аси Святогоровны, пустила свой венок по волнам и спела Перуну:
- Если б милый осмелился. Дон переплыл, поборол бы течение быстрой реки - то герою тому я б любовь подарила,
В жилах Перуна загорелась кровь, он обернулся птицей-гоголем и бросился в воды Дона. Но Дон, а это был сам Велес-Гвидон, взволновался и отбросил его на крутой берег:
- Ты, Перун Громовержец, Сварога сын! - вскричал Дон. - Ты не плавай, Перун, по моим волнам! Не гневи, Перун, Рода-батюшку, Ладу-матушку - богородицу и жену грозную!
И Рось пропела Перуну: "Видно, мне с тобою не встретиться. Видно, мне, Рябинушке тонкой, век качаться одной у речки далеко от высокого Дуба!»
И тогда Перун пустил через реку молнию. Молния ударила в камень, за которым спряталась Рось. И в камне появился огненный образ.
Рось отнесла этот камень к небесному кузнецу Сварогу. Тот обтесал камень, стал бить по нему молотом, и тогда из камня родился Тарх Дажьбог. И по сию пору волхвы спорят, чей сын Дажьбог - Перуна ли, пустившего в камень молнией, либо Сварога, бившего по камню молотом.
Так родился Дажьбог. И был он сыном Перуна и Сварога, вторым нисхождением Вышня. Потому его называли также Вышнем Дажьбогом. И был он сыном Роси, а через нее внуком Велеса- Гвидона.
Дажьбог Перунович был мощным витязем. На весь свет он прославился своей силой и удалью. Узнал о том Перун, оседлал Бурю- коня и отправился проведать - правду ли говорят о Дажьбоге.
Съехались Дажьбог и Перун в чистом полюшке, решили изведать друг у друга силушку. Когда они боролись, Мать Земля колебалась, дубравы прикланялись, по морям и океанам расходились великие волны.
И тогда они сошли со своих коней и стали бороться врукопашную. Обернулся Перун в Орла, а Дажьбог - Львом. Стал Лев когтить Орла. И тогда Перун ослаб и упал на матушку Землю. И Дажьбог спросил его имя, и узнал, что он победил своего отца - Перуна. Перун и Дажьбог помирились и побратались, а потом отправились в Сваргу к Алатырским горам.
Ярила и Кощей.

Велес сообщил Диве, что ее супруг Перун ей изменяет. А об этом знал уже весь свет. Потом Велес обратился в цветок ландыша. А когда Дива его сорвала и вдохнула аромат, она зачала от Велеса весеннего бога Ярилу.
Родился Ярила, плод любви бога Велеса и Дивы. Как и отец, он стал земледельцем, как мать - воином.
Весною бог Ярила пашет землю, сеет яровые.
Пашет пахарь в поле - понукивает,
и соха у него поскрипывает,
и по камешкам лемех почиркивает.
пни и корни пахарь вывертывает,
а каменья в бороздочки валит...
У ратая кудри качаются,
скатным жемчугом рассыпаются
У ратая глаза ясна сокола,
брови у него черна соболя..
«Книга Коляды», X в
Ярила - противник греческого земледельческого бога - Кащея Трипетовича. Кащей, он же греческий бог земледелия Триптолем, хеттский Телепинус.

На что Кащей ни взглянет - все вянет.
Он на птиц посмотрел - птицы смолкли в лесах,
Над травой пролетел - и засохла трава.
На скотину взглянул - повалилась скотина,
на деревья - засохли деревья
«Книга Коляды», X в
Как-то раз Кащей неожиданно напал на Ярилу и обратил его в Зайца. Потому Ярила был вынужден бежать от преследования Кащеем-Триптолемом в Навь. Но затем Велес пришел сыну на помощь: Кащей был заточен в пещере, а Заяц был вновь обращен в бога Ярилу.
Потом богу Ярило пришлось столкнуться с самим богом Сивою.

Велес и Ясуня

Велес и Перун были неразлучными друзьями. Перун чтил бога Велеса, ибо благодаря Велесу он получил свободу, был оживлен и смог победить лютого врага своего Скипера-зверя.
Но, как это нередко бывает, мужскую дружбу разрушила женщина. И все из-за того, что и Перун, и Велес влюбились в прекрасную Диву-Додолу. Но Дива предпочла Перуна, а Велеса отвергла.
Впрочем, потом Велес все же сумел соблазнить Диву и она родила от него Ярилу. Но тогда он пошел отверженный куда глаза глядят, и пришел к речке Смородине. Тут повстречались ему великаны - Дубыня, Горыня и Усыня. Дубыня вырывал дубы, Горыня ворочал горы, а Усыня усом ловил в Смородине осетров. Побратался Велес с великанами, поехали они вместе. Захотелось им переправиться чрез Смородину. Только как это сделать? Выручил друзей Усыня. Он раскинул усы через речку, и тогда по усам, как по мосту, все перешли на ту сторону. И увидели они у речки избушечку на курьих ножках.
И Велес сказал, что это дом Бури-Яги, которая прежде в иной жизни (когда он был богом Доном) была его супругой Ясуней Святогоровной. Но потом он погиб и она от горя обернулась Бурей-Ягой.
Зашли боги в дом и остались ночевать. Наутро ушли в лес на охоту, а в доме остался только Горыня. Тут потемнело синее небо, закрутились пыльные вихри, дубравы приклонились - и в огненной ступе, за собою заметая след прилетела Буря-Яга Золотая Нога. Она побила Горыню и съела весь обед.
На другой день оставили хозяйничать в доме Дубыню, на третий - Усыню. С ними приключилась та же история. Наконец, в доме остался Велес.
Прилетела Яга и стала сражаться с Велесом. Но потом они помирились, узнав друг друга, и стали мужем и женою. Однако, это очень не понравилось Амелфе, матери Велеса. «Как же ты, Велес, женился на ведьме с зеленой кожей?» - удивилась она.
И она решила извести Ягу. Она заперла супругу Велеса в бане, которую затем натопила так жарко, что убила ее. А потом заточила тело Яги в гроб-колоду и пустила гроб плавать по Хвалынскому морю.
Велес с помощью небесных богов освободил и оживил Ягу. Но по велению матери и закону Вышня, воспрещающему жениться без родительского благословения, он вынужден был ее оставить и очень печалился, что родители не узнали в Яге - Ясуню Святогоровну.
И Яга-Ясуня вернулась в свою избу у речки Смородины. Но потом она вновь приходила к Велесу, являла иные лики.

Лесные и водные жители.

Существуют и иные роды лесных жителей, кои все подчинены Велесу и Яриле, а также хозяину леса Святибору. Это - лешие, кикиморы, также мелкие духи - лесавки, ауки, листины, шишиги, духи растений, ветерков.
Лесовик-леший живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший -волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей, посвященной Святибору.
Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.
У Лешего и кикиморы есть дети -лесавки, они шалят, сбивают с дороги путников, сыплют им на голову труху и обматывают паутиной.
Листичи верховодят тихими ветерками и лесавками, шелестят в полой листве. Луки - аукают, передразнивают тех, кто кричит в лесу. В лесной пуще, во мхах, на лужайках, на полях живут духи - пущевик, моховик, луговой и полевой. За плодами в лесу следит Плодич, за цветами - Цветич, за грибами - Грибич, за пчелами -Пчелич, за ягодами - Ягодинич. У каждого. дерева, куста и растения есть свой дух - русалка или друд.
Подчинены Велесу и Яриле также все речные и болотные жители.
Водяной дедушка - хозяин вод. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и других рыб.
Женские духи вод - водяницы, берегини, русалки и мавки, выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут.
Большой праздник у русалок - Купала. В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой, которые утонули в реке.
По берегам рек, в камышах живут русалки-лобасты, они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух.
Также по берегам рек живут берегини, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
Берегини-бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом - все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.
Болотники и болотницы (их еще называют кикиморами и хмырями болотными, караконджалами, криксами и злыднями) - спутники и помощники Лиха Одноглазого. От них добра не жди. Караконджалы, рогатые, косматые, безобразные, нападают на людей на болоте, ездят на них верхом до первых петухов. Болотники и болотницы заманивают людей в трясину.
Криксы, хмыри и злыдни - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил .


Образ домового в русской литературе

Домовой из всех представителей так называемой "низшей мифологии" - самый близкий, понятный, можно даже сказать, свой персонаж. Читатель XVIII века не нуждался в объяснениях и комментариях, когда сталкивался с домовым в каком-нибудь литературном тексте, да и обращались к этому образу писатели той поры не для характеристики части народных представлений, а с сугубо поэтическими, художественными целями. С домовым был "хорошо знаком" Г.Р.Державин, приписавший характерные черты его мифическому Волхву Злогору:
В куту кикиморой незримой
Сидел он часто на печи;
Весь ужин, к вечеру хранимый,
Съедал, зубами срипучи;
А по ночам к хозяйску диву
Скакал на клячах по сту верст;
Коню ж любимому плел гриву
И как трубу волнистый хвост.

Здесь все детали полностью соответствуют народному представлению о домовом-дворовом. Печь, а особенно кут (угол дома у печи) - типичное местонахождение домового, как типично и отношение его к лошадям. Точно указано на ночное время - вору самой активной деятельности "домашней нечисти", и на способность принимать вид иного существа (например, кикиморы), и подчеркнутое сочетание в домовом заботы и вреда. Даже такой нюанс, как скрипение зубами, не выдумка поэта, а свидетельство прекрасного знания им народной мифологии.
Литература 20-30-х годов XIX столетия, в связи с общим интересом к мифологии, к быту и мировоззрению простолюдина, сохранявшего преданья старины, сразу обратила внимание на личность домового. Примерно в одно время создаются несколько произведений о домовом, причем все они не похожи друг на друга, все рассказывают о своем "духе дома".
В жанре баллады "Всем красны боярские конюшни...", так же отмечено полушутливое, полусерьезное послание Пушкина "Домовому". И еще очень много не столь известных поэтов и писателей обращались к образу домового. И сколько же тогда недошедших до нас произведений о нем?
Пушкинская баллада, написанная слогом "Сказки о рыбаке и рыбке", содержит жалобу старого конюха на домового, причем дается настолько фольклорное описание поступков невидимого хозяина конюшни, будто сделано оно со слов простого мужика:
По ночам ходят он в конюшни,
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Как не взлюбит он вороного,
<...>
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
Во всю ночь домовой на нем ездил...

Подробности рассказа конюха и эпически неторопливый, сказовый ритм стихов заставлял читателя полностью погрузиться в повествование о домовом. И вдруг - лукаво-насмешливое: "Ах ты, старый конюх, неразумный! Разгадаешь ли, старый, загадку? Полюбил красну девку младой конюх - ... и каждую ночь скачет к ней, загоняя коня, чтобы вернуться к рассвету.
Здесь явственно прослеживается характерная для большинства литературных произведений "двухуровневая" стилистика фольклорных образов в литературе: серьезное, часто точное этнографически описание соседствует с переосмыслением образа светским, "цивилизованным" человеком.
Поразительный текст Пушкина вобрал в себя народные знания о домашнем покровителе, античную традицию обращения к пенатам - хранителям домашнего очага, молитвенные интонации и раскованный, величаво-фамильярный стиль державинских посланий-приглашений, и собственную любовь к дорогим сердцу местам:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
<...>
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора.
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!

Обращаясь к народным поверьям, литераторы прошлого столетия обычно выбирали одну из черт сложного, амбивалентного образа домового. В быличках он очень разнообразен, да и именуется в зависимости от "амплуа": домовой, дворовый, запечник, жихарь, хлевник, старичок, живущий при лошадях, и т.п. Он одновременно добр и опасен; невидим, но всегда напоминает о себе; пугает и сторожит, заботится о благополучии дома и двора, но и изводит, выживает тех, кто ему не полюбился (лошадь, корова, чужой человек и т.п.).
Авторы литературных произведений из богатого набора характеристик останавливались, как правило, на чем-то одном. Исключение составляли писатели - выходцы из крестьян. Если они затрагивали тему верований народа, то в основу их произведений ложился достоверный фактический материал, разнообразный и многозначный. Там можно "найти отражение крестьянских поверий о домовом, который бережет скотину, иногда "шалит", первый чует смерть хо-зяина, предчувствует беду в доме, зовет хозяина на новое место, не любит пьяных и т.п." 11.
Литература первой половины XIX века, затрагивающая мир народной нечисти, с одной стороны, обильно цитировала крестьянские (шире - простонародные) былички, высказывания, объяснения, с другой - противопоставляла им доводы образованных людей, часто горожан-материалистов. Романтики при этом старались оставить читателя один на один с мнением тех и других, не отдавая явного предпочтения ни крестьянским доказательствам, ни логическим умозаключениям образованных героев, не высказывая своей авторской точки зрения.
Рубеж XIX-XX столетий, с одной стороны, продолжил традицию описания народных мифологических представлений, преподнося их читателю в виде прямых цитат из фольклорных рассказов, с другой - внес много нового, переосмыслив народные образы или придав им совершенно иной смысл, наделив их художественными функциями, не присущими фольклору.
В качестве примера вкрапления в литературный текст фольклорной цитаты можно привести слова Цыганка из повести М.Горького "Детство": "Мышь - умный житель, ласковый, ее домовой очень любит! Кто мышей кормит, тому и дед-домовик мир волит".
Перечисленными интерпретациями далеко не исчерпывается идеология образа домового в русской литературной традиции. Установка либо на переосмысление образа, его расширение (например: Бальмонт, Грин), либо на этнографическое цитирование останется характерной в том числе и для прозы и поэзии XX века.
ДЗ: Вопросы на стр 8 (1, 3, 4 ), нарисовать любого славянского Бога и объяснить свой рисунок.

Hosted by uCoz