Значение художественной литературы. Искусство слова. |
NN. | Материалы в помощь учителю | Литература 5 класс |
Цель: Формирование языкового слуха и вкуса, критического отношения к собственному тексту, его речевым изъянам.
Овладение особой эмоциональной лексикой воспоминания и соответствующими речевыми конструкциями. Овладение лексикой оценки произведения и чтения. Развитие речи учащихся. 1. Проверка домашнего задания. 2. А теперь давайте попробуем на уроке устроить турнир, состязание на лучшего рассказчика. Кто сможет так рассказать о самом интересном, приключившемся давным-давно, что мы невольно заслушаемся? И поверим, что это навсегда осталось с ним, в его памяти. 3. Слушаем рассказы пятиклассников. На доске записаны начала фраз: Я хочу рассказать вам… Незабываемый случай… Помню, как… Мне не забыть… А однажды… Навсегда осталось в памяти… 4. Рецензирование устных рассказов. А мнение слушателей? Ваши любимые оценки: интересно – неинтересно. Что это значит? Кого из рассказчиков было интересно слушать? Почему? А можно ли этот рассказ сделать намного интереснее, живее? Как при этом изменится его язык, речь рассказчика: слова, предложения, связь между ними? Ваши варианты. 5. Сравните только что услышанное с предыдущими рассказами: сделан ли шаг вперед? А может быть, кто-то вспомнил рассказы, созданные писателями? Сравните их страницы и свои? 6. Мы услышали о случаях, приключившихся с вами, о событиях, происшествиях. А может быть, кто-то был занят и иным… Например, таким занятием, как … чтение? Или на это времени не оставалось? Или же попросту не хотелось? 7. Слово о чтении. Что побуждает вас читать? Для кого чтение – самое захватывающее, самое любимое занятие? Есть в русском языке удивительное слово «книгочей». Что оно значит? Есть ли среди вас книгочеи? Им слово. Какие книги вы любите читать? Ваши любимые страницы: расскажите о них так, чтобы нам захотелось их прочитать. Мое любимое произведение… Самые яркие страницы… Незабываемый эпизод… Читая его, я испытывал… 8. А есть ли у вас любимые писатели? Какие уроки литературы в начальной школе остались в вашей памяти? А чем вы хотели бы заниматься на уроках литературы в 5 классе? 9. Прочитаем первую страницу вашей новой хрестоматии. Что это? Почему так непросто читать напутствие Д. С. Лихачева? Составьте словарик этой страницы. Какие мысли, фразы остались в вашей памяти? ДЗ: чтение наизусть любимой страницы (стихотворении или отрывок из рассказа). |