Значение художественной литературы. Искусство слова.
NN. Материалы в помощь учителю Литература 5 класс
Цель: Формирование языкового слуха и вкуса, критического отношения к собственному тексту, его речевым изъянам.
Овладение особой эмоциональной лексикой воспоминания и соответствующими речевыми конструкциями.
Овладение лексикой оценки произведения и чтения.
Развитие речи учащихся.

1. Проверка домашнего задания.
2. А теперь давайте попробуем на уроке устроить турнир, состязание на лучшего рассказчика. Кто сможет так рассказать о самом интересном, приключившемся давным-давно, что мы невольно заслушаемся? И поверим, что это навсегда осталось с ним, в его памяти.
3. Слушаем рассказы пятиклассников. На доске записаны начала фраз:
Я хочу рассказать вам…
Незабываемый случай…
Помню, как…
Мне не забыть…
А однажды…
Навсегда осталось в памяти…
4. Рецензирование устных рассказов. А мнение слушателей? Ваши любимые оценки: интересно – неинтересно. Что это значит? Кого из рассказчиков было интересно слушать? Почему? А можно ли этот рассказ сделать намного интереснее, живее? Как при этом изменится его язык, речь рассказчика: слова, предложения, связь между ними? Ваши варианты.
5. Сравните только что услышанное с предыдущими рассказами: сделан ли шаг вперед? А может быть, кто-то вспомнил рассказы, созданные писателями? Сравните их страницы и свои?
6. Мы услышали о случаях, приключившихся с вами, о событиях, происшествиях. А может быть, кто-то был занят и иным… Например, таким занятием, как … чтение? Или на это времени не оставалось? Или же попросту не хотелось?
7. Слово о чтении. Что побуждает вас читать? Для кого чтение – самое захватывающее, самое любимое занятие? Есть в русском языке удивительное слово «книгочей». Что оно значит? Есть ли среди вас книгочеи? Им слово.
Какие книги вы любите читать? Ваши любимые страницы: расскажите о них
так, чтобы нам захотелось их прочитать.
Мое любимое произведение…
Самые яркие страницы…
Незабываемый эпизод…
Читая его, я испытывал…
8. А есть ли у вас любимые писатели?
Какие уроки литературы в начальной школе остались в вашей памяти? А чем вы хотели бы заниматься на уроках литературы в 5 классе?
9. Прочитаем первую страницу вашей новой хрестоматии. Что это? Почему так непросто читать напутствие Д. С. Лихачева? Составьте словарик этой страницы. Какие мысли, фразы остались в вашей памяти?

ДЗ: чтение наизусть любимой страницы (стихотворении или отрывок из рассказа).

Hosted by uCoz