Первый урок литературы в 5 классе
NN. Материалы в помощь учителю Литература 5 класс
Цель: знакомство с учебником, задачами, стоящими на уроках литературы, объяснение разницы между простым чтением и изучением литературы на уроках.
Учитель.
Ой, вы гой-еси, мои детушки!
Добры молодцы, красны девицы!
Вот прошло, пробежало и скрылося
Лето красное, лето жаркое,
Лето праздное да разгульное.
Знамо, детушки, вы набегались,
Нагулялися, наскакалися,
Знамо много по свету хаживали,
По морям-океанам плавали,
Да на горы высоки взбиралися,
Да лесные тропы разведывали.
Набиралися вы силы-силушки
От родной землицы-матушки,
От милого да красна солнышка,
Что сияет нам с неба ясного.
Так пора бы уж за работушку
Приниматься вам, мои детушки.
Заждалася вас школа светлая,
Классы чистые, книжки умные.
Ждут открытия тайны великие
Человеческой мысли, опыта,
А, узнав старину-стародавнюю,
Мы верней найдем корень истины.
Ребята! Сегодня у нас день рождения урока - литература. Это значит, что мы будем не только читать, но и изучать ХП.
И я, и класс, в тишине и грусти проведший лето, и эти умные книги, ждущие прикосновения ваших рук, хранящие драгоценные слова и мысли, соскучились без вас, мои дорогие! Они терпеливо ждали три месяца, пока вы нагуляетесь, накатаетесь, накупаетесь, наплескаетесь; подрастете, потолстеете, повзрослеете, поумнеете.
Пришла их пора. Ведь "нельзя держать книги запертыми точно в тюрьме, они должны непременно переходить из библиотеки в память". Я уверена, что среди летнего раздолья, вольности и праздности у вас находилось время для чтения. Есть в русском языке удивительное слово "книгочей". Что оно обозначает? Есть ли среди вас книгочеи? Интересно, какие книги вы выбирали для чтения? …
А есть ли у вас любимые писатели? Какие уроки литературы в начальной школе остались в вашей памяти? А чем бы вы хотели заниматься на уроках литературы в 5 классе?
Новая лексика: мое любимое произведение, самые яркие страницы, читая его, я испытывал, незабываемый эпизод, меня тронуло чтение, удачно прочитано, взволнованно, выразительно, необычно прочитал, сумел передать, по-своему, перевоплотиться, артистично…
Любите книгу!
" Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги... В ней выражается одно из самых ценнейших стремлений человечества, объединяющее Красоту и Знание". Так писал замечательный художник, мыслитель Николай Рерих. К этому призыву могли бы присоединиться многие великие люди, все они отдавали должное книге, говорили слова благодарности и признательности книге. Прочитайте некоторые из них. На доске написано несколько высказываний. Чтобы понять и усвоить то или иное изречение, выраженное порой всего лишь несколькими словами, требуется известное напряжение ума, необходимо серьезное размышление.
• "Книги - дети разума" (Д. Свифт). • "Книги рождают мечту" (С. Струмилин).
• "Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. Мир без книги - мир дикарей" (Н. Морозов).
• "Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению" (Ф. Бекон).
Учитель. Какое из высказываний вам больше всего нравится?
Учитель. Есть ли среди этих высказываний те, с которыми вы не можете согласиться?
Действительно, в выборе книги, как и в выборе друга, надо быть очень внимательным и чутким, а иначе (открываю спрятанное до поры высказывание) "Дурные книги могут так же испортить нас, как дурные товарищи" (Филдинг). Спасибо, что вы обратили наше внимание на другую сторону медали. Призывая вас любить книгу, любить чтение, я вовсе не хочу, чтобы вы читали все без разбору, это все равно, что собирать в лесу грибы все подряд, ничего о грибах не зная, а вдруг ядовитый попадется, можно же и отравиться.
Что же получается? Оказывается, уметь читать не так уж просто, как кажется, и вместо достижения образованности, можно погрязнуть в невежестве.
Как же научиться быть внимательным читателем? Как распознать истинную литературу? Как в этом бескрайнем море написанного найти драгоценные жемчужины человеческой мудрости?
Ответы на эти и на многие другие вопросы мы будем искать на наших уроках литературы. Но это произойдет не сразу. Чтобы стать настоящим исследователем, понадобится много труда, усилий и времени. Но не пугайтесь, ведь путь к цели бывает столь же прекрасен и важен, как и достижение ее. Помните, как Элли шла к волшебнику Гудвину? Все приключения, встречи с друзьями, чудеса происходили во время пути к Изумрудному городу. А для того, чтобы мы не двигались вслепую, наугад, у нас есть замечательный помощник, путеводитель в мире литературы. Догадались, кто?
Разрешите представить - учебник "Литература 5 класс" : молод, можно даже сказать, юн, еще не утратил запаха типографской краски, красив, наряден, умен, знаток современности и старины, начитан, поскольку впитал в себя произведения многих мастеров слова, отличается разнообразием интересов, но никогда не изменяет своей единственной любви - Литературе.
Это ваш новый знакомый. Я надеюсь, что в скором времени он станет для вас старым другом ("старым" в смысле "преданным и надежным", а не в смысле "потрепанным"). Он доверяется вам, он всецело в ваших руках.
После такого представления было забавно наблюдать за ребятами. Взяв учебник, они подчеркнуто бережно его перелистывали, рассматривали, подглядывали в соседский учебник, стараясь найти ту же страницу, заглядывали на последние страницы, некоторые уже что-то читали, некоторые ласково поглаживали ладошкой обложку, а некоторые его даже понюхали.
Учитель. Первое, так сказать, беглое знакомство состоялось. Мне кажется, что вы прониклись друг к другу симпатией. Теперь надо познакомиться поближе. "Поехали!" - как сказал Юрий Гагарин, начиная первый космический полет.
Дети засмеялись.
Учитель. Что вы смеетесь? Нам с вами ничуть не легче, чем Гагарину. Он отправлялся первым в неизведанный путь. Мы тоже не знаем, что ждет нас впереди. Мы тоже первопроходцы. Первые читатели нового учебника.
Знакомство с учебником, его структурой, оглавлением.
Обратите внимание на титульный лист. "Учебная хрестоматия". Что такое хрестоматия? Что значит учебная?
Словарная работа (книжная терминология): переплет, форзац, титульный лист, сноски, тираж, оглавление, фронтиспис, иллюстрации, автор, название, предисловие, сноски, комментарии, портреты писателей и т.д.)

Первый вопрос. Попробуйте ответить на него самостоятельно, без подсказки.
На доске записан вопрос.
"Без чего человек не может жить как Человек?" Но я записала его таким образом, чтобы два последних слова оказались закрытыми, поэтому дети прочитали такой вариант: "Без чего человек не может жить".
…Это легкий вопрос. Человек не может жить без еды.
Без воды, воздуха, глаз, сердца...
Учитель. Я согласна с вами. Все, что вы перечислили, жизненно необходимо всему живому. А если вопрос поставить вот так: "Без чего человек не может жить как Человек?"
Интонацией показываю значительность последнего слова. Читаю его так, будто собираюсь прочитать монолог из пьесы М. Горького "На дне": "Человек - это звучит гордо!"
Учитель. Ну что, легкий вопрос?
Нет, теперь надо подумать.
Дети притихли. Многие из них еще ни разу не ставили перед собой столь серьезных вопросов. Я даю им возможность вчитаться, вглядеться в это предложение и не тороплю с ответом. Я вижу, как посерьезнели их лица. Но ответов нет. Они еще "не включились". Еще дает о себе знать лето. Не только загаром на их мордашках, но и отсутствием мысли в головах.
Учитель. Можно ли считать, что мы уже ответили на этот вопрос?
…Нет. Это совсем о другом. Я понимаю, что вопросы разные, но сказать не получается.
Учитель. Ничего страшного, на этот вопрос люди ищут ответы уже очень давно. И не всегда эти ответы совпадают. Давайте подумаем и порассуждаем. Затем они говорят мне ключевые слова, я записываю их на доске, таким образом, на ней появляется такая запись.
На доске.

Без чего человек не может жить как Человек?
Еда прошлое
Вода подвиг
Воздух любовь
Солнце смех
Сердце удивление
... открытия
красота
...

Учитель. Еще раз посмотрите на эти два столбика. Чем они отличаются?
Мне показалось, что работа со столбиками, столь знакомая детям еще с азбучного периода, поможет им разобраться в таком сложном вопросе.
То, что написано во втором столбике, относится только к человеку, этим он отличается от животных.
Ага, а то, что написано в первом столбике, нужно и животным, и растениям, и человеку. Еда, воздух, вода - нужны и кошке, и киту, и всему живому на Земле. Тут (он махнул рукой на первый столбик) человек ничем не отличается от животного, а здесь - он Человек.
Учитель. Умница. Действительно, в первом случае человек не выделяется из животного мира, ему также необходимо дышать, пить, питаться, как любому живому существу на планете. Таким его изучает наука биология.
Во втором случае говорится о человеке, как о творении матушки-природы, наделенном разумом, волей, способностями, не свойственными другим представителям живого мира.
Но почему этот вопрос задаем на уроке литературы?
Потому что книжки именно про это пишутся.
Учитель. Про что?
Про подвиги, про героев, как они защищают Родину от врагов, какие они смелые и отважные.
Очень много книжек про любовь.
А о любви к природе очень часто пишут поэты. Они, наверное, лучше всех природу понимают, они ей словно песню поют.
Учитель. Истинно так. Литература веками писала о человеке и для человека. И, казалось бы, ответы на все вопросы должны быть найдены, и на всем жизненном пути человека должны стоять точные указатели. Ан - нет! И я абсолютно согласна с Уолтом Уитменом, что "никто другой не может пройти эту дорогу за вас. Вы должны пройти ее сами".
Да, идти надо самому. Но никто не заставляет нас идти по ней в одиночестве. Мы пойдем все вместе, помогут нам авторы учебника.

Давайте познакомимся со вступительной статьей вашего учебника. ( Читает статью учитель).
-Что же такое литература? Это искусство слова.
-Кто же вводит нас в мир искусства слова? Это автор, создатель, творец.
Цель предмета литературы - научиться воспринимать художественное произведение, где главное - доходчивость, образность, чтение-понимание, открыть особый мир, войти в него и сопереживать, сочувствовать героям.
Литература - это целый мир, неизведанная страна, которую еще никто не исходил от края до края. Мы с вами только вошли в её пределы.
Как вы считаете, обязательно ли думать при чтении? Почему?
Вы всегда думаете, когда читаете?
А есть литература у вас любимая книга? Расскажите о ней. Попробуйте рассказать так, чтобы мы невольно заслушались.
Давайте попробуем составить рецензию этих выступлений: интересно, эмоционально, без повторов, без речевых ошибок, все понятно…
Почему у человека должны быть любимые книги, фильмы, животные, растения, цветы?
А. И. Герцен сказал, что " книга - это духовное завещание одного поколения другим, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на место". Понравились ли вам эти слова? Помогли ли они вам по-новому посмотреть на книгу? Чем является книга для вас? Какую роль в вашей жизни играют книги? Зачем необходимо читать?
А теперь всем спасибо и по домам. Еще раз поздравляю всех с праздником.
* * *

Шарики, которые дети сняли со стен, с секретом. Они хранят в своем разноцветном чреве послания родителей к детям с поздравлениями, напутствиями, пожеланиями.
Это стало уже традицией. Каждый год на родительском собрании накануне 1 сентября я раздаю мамам (реже папам) листочки, на которых они пишут сочинение на заданную тему. Стоит заметить - зрелище презабавное. Взрослые моментально становятся детьми: замирают над чистым листом в раздумье, покусывают кончик ручки, заглядывают к соседу, некоторые не выдерживают и уносят работу на дом, где пишут ее уже всей семьей. Стоит иногда дать взрослым задуматься, а какими, собственно, они хотят видеть своих детей?
Я знаю, что ребята бережно хранят эти записки. По сути, они являются чуть ли не единственным письменным свидетельством любви родителей к детям.

ДЗ: 1. Устно ответить на вопрос №3 на стр. 6
2. Придумать вопрос(ы) к викторине по известным произведениям.

Hosted by uCoz